Справедливость способствует развитию и процветанию государства, несправедливость разрушает его.

Воспитание

Обзор воспитания в стране и в мире. Что мы имеем на сегодняшний день 26 декабря 2006 года по проблеме воспитания. Множество книг, бесчисленное множество слов. Читаешь и диву даешься, как можно так много писать ни о чём! Вокруг да около – никакой конкретики, общие слова. Читая эти слова, возникает стойкое ощущение, что люди говорят о дереве, в то время когда давно пора говорить о листьях, чтобы сделать лечебный отвар, о ветках, чтобы согреть жильё, о коре, чтобы сделать дублёную одежду и т.д. Понятие «дерево» устарело, и не способно помочь человеку, если ему нужно сделать лечебный отвар. Возникает необходимость разбить понятие «дерево на более мелкие составляющие, чтобы использовать его в полной мере. То же самое происходит с понятием «воспитание». Во всех книгах примерно одно и то же «Задачи воспитания обширны и многогранны. Они охватывают формирование убеждений ученика, навыков и привычек поведения, потребностей и стремлений, соответствующих нормам нравственности». Бесчисленное множество поверхностных, ничему не обязывающих слов. Это всё очень хорошо, а конкретнее. Выделите хотя бы одно убеждение, навык или привычку и дайте технологию как её воспитать или сформировать. Другими словами, как действовать воспитателю для формирования нужного навыка? Этого, к сожалению ни в каких книгах не найдёшь.
Задача воспитания в настоящий момент стоит очень остро! Это касается детей и в большую очередь взрослого поколения. Человека нельзя считать полноценным, если в нём не заложена культура отношений с детьми, технология их воспитания. Вопрос, кто из родителей серьёзно относится к воспитанию своих детей? Ответ, не более двух процентов населения. В основном забота сводится – накормить и одеть. В современном обществе этого недостаточно.
Вот ещё пример, «Мы являемся свидетелями небывалого роста значения воспитания в жизни современного общества. Кроме педагогов — профессионалов, воспитанием занимаются у нас инженеры и колхозные бригадиры, председатели сельских Советов и секретари райкомов партии, директора предприятий и руководители животноводческих ферм»1. Одним словом воспитанием занимается все кому не лень, множество людей и профессионалов и не профессионалов, а воспитанные люди большая редкость (воспитанные это значит – люди, имеющие правильный, адекватный настрой чувств на различные жизненные ситуации).
Воспитатель не знает, какие действия надо выполнять, чтобы процесс воспитания ребёнка продвигался в нужном направлении, как подступиться, чего следует добиваться. Нет ясной цели, нет конкретных методов.
Передо мною два учебных пособия.
1.Н.В.Савин «Педагогика» Москва «Просвещение» 1978г Допущено в качестве учебного пособия для педагогических училищ.
2.Б.Лихачёв «Педагогика» Курс лекций. Москва ЮРАЙТ 2000г. Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров.
Почему я взял «Педагогику»? Потому, что «В последнее время педагогику определяют как науку о воспитании, образовании и обучении подрастающих поколений и взрослых людей»2.
Если взять ещё двадцать учебников по педагогике, везде будет одно и то же с небольшими вариациями.
В настоящий момент понятие «воспитание» размыто. До сих пор оно оставалось народным, и народ вкладывает в него различный смысл, кто во что горазд. Оно перекрывается понятием образование, обучение. Чтобы понятие работало в должной мере, его следует конкретизировать, сделать более точным. Возьму на себя смелость сделать понятие более точным. Для этого посмотрим, как воспитывают своих детей родители. Основных действий у родителей два. Они говорят:
1. «Это хорошо, а это плохо».
2. «Этого делать нельзя, а это можно».
Смысл этого следующий. Когда родители говорят «это хорошо, а это плохо», они формируют чувственное отношение ребенка, к какой либо стандартной ситуации. Вначале ребёнок смотрит на ситуацию нейтрально. Ему всё равно, что происходит вокруг. Мама учит ребёнка какие чувства надо ощущать, наблюдая стандартную жизненную ситуацию. Это мы назовём воспитанием.
Определение. Воспитание это формирование чувств, чувственного отношения человека к какой либо стандартной жизненной ситуации.
Примеры. Мама говорит своему сыну, «Посмотри, вон стоят мальчики и курят. Это очень плохо! Лёгкие засоряются дымом и копотью. Это приведёт к болезни лёгких и сосудов. В будущем они будут страдать от болезней». У сына формируется негатив, чувство страдания, отвращения к употреблению сигарет. Молодой человек уступает место старому человеку. У него сформировано чувство жалости к старикам или чувство страха, что окружающие люди осудят.
Когда родители говорят, «Этого делать нельзя, а это можно», они формируют реакцию на эту стандартную ситуацию. Обучают адекватно реагировать, направлять свою энергию, в какой либо жизненной ситуации. И это мы назовём образованием.
Определение. Образование это формирование умения человека в нужный момент направить энергию в наиболее оптимальную, соответствующую замыслу, точку пространства, при помощи рук, ног, слов.